Санктуарий УМИРАЮЩЕГО ГОСПОДА ИИСУСА МИЛЯТИНСКОГО
Храм Успения Пресвятой Богородицы
в Каменке-Бугской, деканат Жолква
Декрет от 14 сентября 1996 г.
Адрес: ул. Ивана Павла II, 5; 80-400 Каменка-Бугская
Тел.: +38 (03254) 236 26
e-mail: sanktuarium.kamionka@op.pl
Обслуживают: диоцезиальные священники
Администратор: о. Виктор Стахув
Храмовое Торжество:
Воздвижение Креста Господнего – 14 сентября
Успение Пресвятой Богородицы – 15 августа
Святая Литургия
Воскресенье
10.00 – на польском языке
16.00 – на украинском языке
Будние дни
Пн – 08.00
Вт – 18.00
Ср – 08.00
Чт – 18.00
Пт – 18.00
Сб – 09.00
Богослужения
Четверг – Новенна Милосердию Божьему
Пятница – Крестный Путь; Молитвы к Умирающему Иисусу Милятинскому
История храма
1471 – Юрий Струмило, местный староста, владелец Каменки-Струмиловой (с 1944 г. Каменка-Бугская) построил замок з часовней Успения Пресвятой Богородицы, основал римско-католический приход, а также был фундатором приходского храма Святого Духа, построенного за городскими воротами, на Глинянском предместье.
1627 – замок вместе с часовней и приходским храмом сожгли татары.
1633 – король Владислав IV предоставил привилегии на строительство нового храма в центре города. Заново был основан приход и построен храм Успения Пресвятой Богородицы. Бывшая приходская святыня Святого Духа была отстроена позже, но уже как филиальный костёл.
1716-1766 – строится следующий большой деревянный храм на средства Самуэля Сулимирского и каменецкого старосты Яна Цетнера.
1718 – визитация архиепископа Яна Скарбка, после которой осталась информация, что старый костёл находится внутри нового,
1722 – следующая визитация уже не вспоминает о старом храме. Уже есть сигнатурка, но ещё не хватает колокольни.
1741 – из документов очередной визитации известно, что новый, крестообразный в плане храм ещё не освящён и даже не достроен.
1757 – как описывает о. Кароль Валентин Сеправский костёл уже имеет две часовни с башнями, старые ретабулы, позолоченный главный алтарь, орган на „семь голосов з бубнами” и колокольню с двумя колоколами.
3.08.1766 – архиепископ Вацлав Иероним Сераковский освящает костёл во время приходской визитации. Известно, что стены храма покрыты гонтом.
1791 – трескается колокол, взамен которого заказывают новый.
1793 – трескается новый колокол. В храме становится всё меньше места для верующих и всё чаще слышны разговоры о необходимости нового костёла, лучше всего из камня.
1806 – должно было начаться строительство, для которого уже собирались материалы, но этому помешала смерть владельца Каменки Юзефа Миера (1809).
1821 – по итогам визитации известно, что храм в очень плохом состоянии, отсутствует колокольня.
28.05.1822 – ликвидация деревянного храма.
20.07.1822 – разобран главный алтарь.
3.08.1822 – настоятель о. Александр Горецкий освящает камень для нового каменного костёла. Во время строительства собственного храма римо-католики молятся в церкви св. Николая.
1828 – возведены стены.
1832 – в окнах появились стёкла.
1834 – построено башню, а Феликс Миер оплатил жестяную кровлю.
16.05.1840 – архиепископ Франциск де Паула Пиштек освящает храм. Через несколько лет на своде появляются трещины и костёл закрывают. Прихожане молятся под накрытием на улице или в ризнице.
1869 – ремонт храма.
1873 – построен новый дом для священника.
1885 – настоятель о. Иаков Новаковский обслуживал более 8 тыс. верующих из города и четырёх десятков сёл.
1893 – планируется строительство нового храма.
1903-1944 – настоятель о. Ян Чирек имел от 7 до 10 тыс. прихожан, более двух десятков населённых пунктов. Приход имел филиальные храмы в городе (костёл Святого Духа, часовня Иоанна Непомуки, построенную о. И. Новаковским), а также в сёлах: Бербеки, Дальнич, Мазарня, Обидов, Подрудное, Руда, Ружанка, Турки, Ягодня и Ясеница.
1908 – старый костёл разобран из-за изъянов в сооружении (несмотря на ремонты 1869 и 1874 гг.).
Август 1910-1914 – строительство нового неоготического храма за проектом Теодора Тальовского. Это тринефная базилика, имеющая план креста, с пятигранными крыльями трансепта и алтарной части, к которой примыкают две ризницы. Спереди очень высокая башня с остроконечной крышей и четырьмя декоративными башенками. Фасад богато украшен неоготическими деталями: стрельчатыми арочными порталами, масверками, розеттами, вимпергами, фризовыми рельефами, блендами („слепыми окнами”) и карнизами. Строительными работами руководил львовский архитектор Ян Новорит и Винцентий Беднарский из Радомышля. Прихожане помогали денежными средствами и работой. На фасаде поместили монументальную скульптуру Христа львовского архитектора Ричарда Плихаля, которую окончил Франциск Ясковский.
14.05.1911 – епископ Владислав Бандурский освящает камень под строительство храма.
1914-1918 – I мировая война прервала завершающие работы.
1915 – русские вывезли местного священника в Киев и забрали колокола.
Июль-август 1915 – здание повреждено, разрушена плебания и хозяйские строения возле храма.
1916 – колокола конфисковала австрийская армия, оставив лишь самый маленький – 20-килограммовый колокол.
22.12.1921 – костёл украшен витражами фирмы Желенского из Кракова.
1928-1930 – алтарь и амвон сделал Ян Войтович из Перемышлян за проектом Яна Рарогевича.
16.05.1929 – архиепископ Болеслав Твардовский освящает храм, отремонтированный после І мировой войны.
1939-1945 – во время ІІ мировой войны костёл не пострадал.
1944 – настоятель о. Ян Чирек вместе с викариями, захватив часть костёльного имущества, выезжают в Польшу.
1947-1989 – храм закрыт и опустошён (сгорела башня, разобрана крыша, выбиты витражи и окна, внутри всё уничтожено, кроме главного алтаря и амвона). В этот период костёл используется как зернохранилище, мебельный склад, пункт заправки сифонов.
1969 – пожар на башне.
18.11.1989 – костёл возвратили местной общине римо-католиков. Освящает храм о. Рафал Керницкий, епископ-помощник Львовского Архидиоцеза. Из-за недостатка священнослужителей вначале Евхаристию в приходе служили только в четверг, пятницу и воскресенье.
26.12.1989 – впервые после освящения, костёл посещает архиепископ Марьян Яворский, почитатель иконы Господа Иисуса с Милятина.
8.04.1990 – первое Вербное Воскресение, в Евхаристии участвует 29 человек.
1992-2009 – настоятелем прихода назначен о. Владислав Дерунов.
1992 – отстроена сожжённая башня и сделана крыша.
1995 – при храме уже постоянно пребывает священник.
14.09.1995 – Храмовое Торжество Воздвижения Креста Господнего; Св. Мессу служат: архиепископ Марьян Яворский, епископ Рафал Керницкий и о. Мечислав Мокшицкий –будущий львовский митрополит. В храм перенесли и торжественно интронизировали старую копию чудотворной иконы Господа Иисуса Милятинского, которая сначала находилась в львовском кафедральном соборе, а с 1993 г. в кладбищенской часовне в с. Стрептов, недалеко от Каменки.
1996 – храм внутри поштукатурен.
14.06.1996 – костёл официально установлен санктуарием Умирающего Господа Иисуса с Милятина.
14.09.1997 – архиепископ Марьян Яворский коронует икону коронами, которые благословил и освятил Святейший Отец Иоанн Павел ІІ в г. Кросно (Польша), во время канонизации бл. Иоанна с Дукли в 1997 г.
Июнь 2001 – св. Иоанн Павел ІІ благословит икону во время своего визита во Львов, а в жертвенных дарах во время Св. Мессы дети принесли ему копию Умирающего Господа Иисуса с Милятина, выражая таким образом благодарность за возрождённый культ.
2006 – покрашены стены внутри храма в 5-тую годовщину пребывания св. Иоанна Павла ІІ на Украине и 80-летний юбилей львовского митрополита Марьяна Яворского как признательность за духовную и материальную поддержку. Община верующих обратилась к местным властям с просьбой назвать улицу, на которой находится санктуарий, на честь Иоанна Павла ІІ.
14.09.2009 – торжественное празднование 20-той годовщины возвращения храма и его реконструкции, а также 100-летие существования костёла в сочетании с 25-той годовщиной рукоположения в епископы Кардинала Марьяна Яворского.
2009-2011 – администратором прихода назначен о. Адам Безак с Тарновського диоцеза (Польша).
2011 – администратор о. Виктор Стахув.
История чудотворной иконы Умирающего Господа Иисуса с Милятина
XVII в. – неизвестный итальянский автор пишет масляными красками на грубом холсте размером 56x73 см икону Иисуса на кресте. Фон иконы темнее, чем фигура распятого Христа. Голова Иисуса со свисающими волосами, опирающаяся на правое плечо, почти параллельна горизонтальной балке креста. Лицо повёрнуто так, как будто Иисус смотрит на людей с большой болью, на голове – терновый венец, а на левом плече возле шеи виднеется глубокая рана, которую оставил крест. Чудотворную икону и её копии часто украшают золотыми и серебряными коронами, драгоценными окладами и вотами.
1700 – из Рима на Русь привёз её о. Юзеф Моцарский, провинциал доминиканцев, и подарил своей родственнице Йоанне Кшешовской по поводу венчания с полковником коронных войск Поплавским. Икона передавалась от матери к дочери и наконец очутилась в доме Антония Собещанского, летичевского чашничего.
1734 – Антоний Собещанский и его жена Магдалена Кухарская прибыли в Новый Став, привозя с собой икону.
1745 – сын Антония и Магдалены, Ян Непомук, тяжело заболел и Магдалена, уповая на Божье Милосердие, попросила, чтобы муж положил икону в колыбель умирающего сына. Ян сразу же был исцелён, а старая икона какое то мгновение выглядела как новая. После этого происшествия икону перенесли в придворную часовню для публичного почитания. В благодарность за полученную благодать родители украсили икону серебряной короной и сердцем.
Перед иконой часто молились миряне и духовенство обоих католических обрядов, выпрашивая много разных благодатей и исцелений. С иконой связаны были также такие необыкновенные явления, как капли крови, стекающие с левой руки Иисуса, и исходящие светлые лучи. Настоятель из Каменки Струмиловой о. Енджей Гизицкий сообщил об этом львовскому архиепископу Николаю Выжицкому, который назначил специальную комиссию для исследования чудес.
10.07.1747 – львовский митрополит Николай Игнатий Выжицкий, на основании результатов инквизиционной комиссии, выдал декрет, провозглашающий икону в Новом Ставе благодатной, и распорядился перенести её в кармелитский храм в Новом Милятине.
14.08.1747 – икону из Нового Става, в канун торжества Успения Богородицы, торжественно перенесли в храм Кармелитов Босых в Милятине и разместили в большом алтаре. С тех пор она называется Милятинской, а за её посредничеством получено много благодатей и чудес, особенно численными были исцеления.
1754 – организована очередная комиссия, которая должна была прослушать людей, получивших благодати за посредничеством иконы Умирающего Господа Иисуса с Милятина, а также изучить чудеса.
15.01.1755 – архиепископ Н. Выжицкий подписывает новое постановление, которым провозглашает икону чудотворной.
1758 – издаётся книга о чудесах и благодатях, полученных после молитвы перед иконой Господа Иисуса Милятинского.
1771- 1791 – для множества паломников, прибывающих со всех сторон, в Милятине построили новый барокковый храм (фундатор – Францишек Глоговский), в форме креста в плане, с куполом, находящийся на возвышенности, благодаря чему его было видно издалека.
1788 – после того, как император Йосиф II ликвидировал Орден Кармелитов в Милятине, санктуарий был передан диоцезиальным священникам, а храм стал приходским.
1840-1849; 1851-1852 – санктуарием опекаются иезуиты.
1906 – митрополит львовский архиепископ Иосиф Бильчевский отдал санктуарий под опеку Отцам Миссионерам из Конгрегации св. Викентия де Поля, которые исполняли свои обязанности в течении 40 лет. Они также сделали капитальный ремонт храма.
1914-1918 – в межвоенный период санктуарий сыграл большую роль в оживлении религиозной жизни Львовского Архидиоцеза. К нему сходились толпы паломников, а индульгенции можно было получить 12 раз в течении года. В силу привилегий, которые предоставил Папа Григорий XVI от 16.11.1841 г., полную индульгенцию можно было получить в дни особого почитания иконы Господа Иисуса Милятинского: 3 мая – нахождение Креста, Торжество Пятидесятницы, 29 июня – св. Апостолов Петра и Павла, 15 августа – Успения Пресвятой Богородицы, 8 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы, 7 октября – Матери Божьей св. Розария. Эти праздники праздновались дважды, как за григорианским, так и за юлианским календарём, а греко-католики относились к чудотворной иконе с глубоким почтением.
Самым главным торжеством года был храмовый праздник 14 сентября – Воздвижение Креста Господнего. Накануне к санктуарию сходились пешие паломничества с хоругвями, крестами и феретронами, часть паломников съезжалась верхом и на телегах. Самые большие паломничества прибывали со Львова, Каменки-Струмиловой, Желехова (Великосёлок).
1920 – во время польско-большевицкой войны, опасаясь профанации, икону вывезли во Львов.
1939-1945 – в период ІІ мировой войны икону вначале закопали в хозяйстве Вардинских, а потом о. Людвик Сенько привёз её в Митрополичью курию во Львов.
1946 – Отцы Миссионеры были вынуждены покинуть Милятин. Чудотворную икону Умирающего Господа Иисуса они вывезли с собой в Краков, где она долгое время находилась в домашней часовне Конгрегации.
1976 – икону перенесли в специальную боковую часовню храма св. Викентия де Поля в Кракове для публичного почитания. Туда также прибывают численные паломничества, а в каждую пятницу там совершаются молитвы прошений и благодарения перед чудотворной иконой Милятинского Господа Иисуса.
Санктуарий в Милятине после ІІ мировой войны был закрыт и использовался в качестве книжного и продуктового склада, а потом как электростанция. Вначале 90-х годов храм передали Украинской Автокефальной Православной Церкви.
14.09.1993 – состоялась интронизация копии чудотворной иконы Умирающего Иисуса в кладбищенской часовне в с. Стрептов. Св. Мессу в день милятинского храмового торжества отслужил львовский епископ Рафал Керницький.
1996 – икону перенесли в римско-католический храм в Каменке-Бугской.
Источники:
Modlitewnik Milatyński, opr. Józef Marecki OFMCap., Kamionka Buska 1999.
G. Rąkowski, Ziemia lwowska, Pruszków: Oficyna Wydawnicza „Rewasz”, 2007.
М. Бучек, І. Седельник, Львівська Архідієцезія латинського обряду Ілюстрована розповідь т. 1, Львів 2004.
http://www.cracovia-leopolis.pl/index.php?pokaz=rozmowy&id=1885
http://www.castles.com.ua/kamiankabu.html
http://www.cracovia-leopolis.pl/